Май, 2
/2016

Проект «Рукодельница»

Снежкова Мария Александровна, воспитатель

        Сегодня главной целью воспитания является создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Поэтому для педагога важно учить ребенка самостоятельности, учить быть успешным и конкурентоспособным. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно добывать знания, иметь возможность в полной мере проявлять свои способности, развивать инициативу, реализовать творческий потенциал.

В новом учебном году я решила создать проект «Рукодельница», так как на воспитании у меня 8 замечательных девчонок. С ними мы занимаемся различными видами рукоделия: вязанием крючком и спицами, вышивкой, традиционной тряпичной куклой, лоскутным шитьем и другим видам рукоделия. Это всё способствует изучению и возрождению истории, культуры, традиций и обычаев русского народного творчества, знакомятся с народными традициями, которые связаны историческими корнями с духовной жизнью народа: доброе отношение к окружающим людям, радостный взгляд на мир, уважение к человеческому труду, любовь к Отечеству. Передать богатство наследия новым поколениям — значит обеспечить продолжение традиций.

Проектная деятельность развивает творческий потенциал, заложенный в любом ребенке. Использование проектной технологии объединило и сплотило наш коллектив, появилась возможность проявить себя каждому.

Практической работе уделяется особое внимание. Воспитанники знакомятся с многообразием пряжи и нитей, используемых в рукоделии, инструментами и приспособлениями, правилами подбора размеров спиц и крючков для работы. При подборе различных не только по фактуре, но и по цвету и качеству материалов, дети учатся сочетать их в выгодной для будущего изделия форме, стараясь достигать в процессе этой работы образной необычности, неординарности, создают эскизы будущих изделий, будь то сувениры, игрушки, салфетки, приобретают навыки работы с тестом, бисером и т.д. Для этого разработаны занятия: «Как ткани ткут и нити прядут», «Символика цвета», «Необычное в обычном», «Цвета и формы» и другие.

Принципы, на которых базируется программа:

доступность;

от простого к сложному;

учет индивидуальных особенностей, обучающихся;

дифференцированность;

практическая направленность;

креативность;

результативность.

Цель нашего первого проекта: подготовка детей к самостоятельной жизни, связанной с дальнейшей трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой и самостоятельностью.

задачи проекта:

знакомство с русской национальной культурой, традициями, обычаями, правилами и нормами поведения, праздниками и буднями, устным народным творчеством;

сформировать у воспитанниц обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков;

развивать творческие способности посредством изготовления изделий практического характера своими руками;

воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Проект «Рукодельница» включает в себя:

историю возникновения и развития рукоделий;

изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;

способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;

изучение технологий выполнения швов;

умение оценить качество изделия;

умение организовать труд и самостоятельную работу;

приобретение навыков работы с лоскутом и бисером.

Используемые технологии:

-Информационно-коммуникационные технологии

-Здоровьесберегающие технологии.

-Проектные технологии.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе воспитанницы:

научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

будут создавать композиции с изделиями;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

На занятиях необходимо стимулировать детей к выразительности решения, развивать у них умение самостоятельно выбирать формат, пользоваться различными материалами, применять соответствующую технику исполнения. Одним из важных аспектов занятия является умение анализировать свои работы, критически оценивать их на основе постоянного сравнения. В итоге дети умеют вести работу последовательно, приобщаются к художественному рукоделию, развивают свой эстетический вкус, формируют восприимчивость к миру прекрасного, желание глубже изучить прошлое своего народа, а значит, не прервется нить преемственности культурных и творческих традиций, оставленных нам предыдущими поколениями.

Формы подведения итогов проекта:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок.

Участие в выставке детских творческих работ, конкурсах.

Презентации, защиты проектов.

Таким образом, мы убедились, что работа над проектами дает нам широкие возможности и является мощным воспитательным средством.

Хочется верить, что, обращаясь к народному творчеству, наши дети научатся чувствовать себя сопричастными к миру, природе, традициям, что они станут частицей реки, движущейся сквозь эпохи и времена, начнут осознавать, что у нас есть прошлое, есть настоящее и будущее, которое находится в их собственных руках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проектная деятельность в школе. Книга для учителя: Из опыта работы. СПб: «Издательство ОМ – Пресс», 2009 г.

2.Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник, №9, 1997

3. Калиш И. В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. Под редакцией А. К. Бруднова.-М.: Владос, 2000.

4.Трофимчук А. Г. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей. Монография/ Новочерк. Гос. Мелиор. Акад.- Новочеркасск, 2009.

Автор: Elena. Запись опубликована в рубрике Методическая копилка, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>