Быкова Ольга Леонидовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
В нашем образовательном учреждении проводится большая и интересная работа с воспитанниками по здоровому образу жизни.
Мы считаем, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни детей — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в учреждении имеется спортивный зал, оснащенный необходимым традиционным оборудованием, теннисный стол. На участке детского дома имеется спортивное оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года, футбольная площадка. Условия, созданные в детском доме, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
Цели физкультурно-оздоровительной работы в нашем учреждении:
● сохранение и укрепление здоровья учащихся;
● cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни
● дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
● формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.
Задачи:
● создание в детском доме условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;
● удовлетворение потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом посредством спортивных секций, кружков, спортивных мероприятий
● формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
● проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
● постоянное улучшение условий для организации спортивно-массовой работы; оснащение спортивного зала спортивным оборудованием и инвентарем.
Успешному решению перечисленных задач способствует сотрудничество с организациями города: ОЦДО, Центр ДДЮТ «Радуга», ГБОУ Центр патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот», ГАУ АО Молодежный центр, ГБОУ АО «Центр развития массового спорта» Норд-Арена и другие.
Организация системы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий осуществляется в детском доме на принципах:
1 Учета интересов, склонностей и состояния здоровья воспитанников, вовлекаемых в спортивные мероприятия
2.Коллективно-творческого характера участия в мероприятиях детей и педагогов, игровой и соревновательной направленности данных мероприятий.
Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основы физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Даже великие философы — Сократ, Платон, Аристотель и другие в своих трудах отмечали уникальные возможности спортивных занятий в воспитании всесторонне развитой личности.
Составляющими физического воспитания в нашем учреждении является: спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы практикуются разнообразные формы деятельности:
-Спортивные и технические кружки и секции,
-Проводятся малые олимпийские игры, соревнования, экскурсии, целевые прогулки, туристические походы (соревнования по технике пешеходного туризма, соревнования по спортивному ориентированию),
-спортивные праздники
-турниры по настольному теннису, шахматно-шашечные
-Дни здоровья, уроки Мужества, Декады, Недели здоровья
-Посещение бассейна
-Участие в военно-спортивной игре «Лазертаг», посещение боулинга
-Участие в городских и областных соревнованиях, спартакиадах «Майская легкоатлетическая эстафета», «Лыжня России», «Кросс Наций»
-Рациональное питание
-Поддержание и контроль санитарно-эпидемиологического режима
-Освоение здоровьесберегающих технологий
-Профилактические медосмотры, мониторинг
-Профилактическая просветительская работа
-Проведение факультативных занятий «Азбука здоровья», викторины, творческие конкурсы
-Постоянное обновление информационных стендов в рекреациях детского дома «Здоровым быть здорово», «Здоровым быть модно».
Физическое воспитание тесно связанно с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием ребенка, что дает возможность содействовать всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивается умение бороться до победы, не проявлять завести к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивно оздоровительные мероприятия различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.
Быть здоровым выгодно биологически, т.к организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу, выгодно экономически здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, в также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетический – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией
Ожидаемые результаты нашей физкультурно-оздоровительной работы:
-Формирование ответственного отношения детей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
-Введение оптимального режима труда и отдыха детей
-Повышение уровня физического, а отсюда – психологического и социального здоровья детей.
-Увеличение двигательной активности.
Хочется отметить, что у наших воспитанников много достижений и спортивных побед. Но мы не хотим останавливаться на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается.