Октябрь, 26
/2015

Пословицы и поговорки – многовековая мудрость русского народа

14 и 15 октября 2015 года в рамках методической недели «Развитие  интеллектуального и познавательного потенциала воспитанников» учитель-логопед Боцман Наталья Николаевна провела с учащимися  1-6 классов  интеллектуальную игру-викторину «Пословицы и поговорки – многовековая мудрость русского народа».

 Ребята познакомились с терминологией понятий «устный фольклор», «пословица», «поговорка», узнали, чем отличаются поговорка и пословица, вспомнили широко известные, часто употребляемые в речи пословицы. Учитель-логопед уточнила понимание этих пословиц, рассказала о происхождении и распространённости пословиц и поговорок.

В форме красочной авторской презентации с воспитанниками была проведена юмористическая викторина «Выбери нужный, подходящий по смыслу вариант окончания пословицы». Ребята с большим удовольствием находили правильный вариант пословицы, самостоятельно зачитывая все предложенные пословицы, смеясь, непринуждённо обсуждали значение каждой пословицы. Трудности вызвали неверно проиллюстрированные художником пословицы, смысл которых был искажён отсутствием переносного смысла, иносказания.

Для воспитанников разного возраста были подобраны различные варианты пословиц, хорошо знакомые, чтобы в устной форме продолжить игру. Учитель-логопед вслух читала начало пословицы, а каждый участник игры должен был быстро закончить её. Такая форма работа позволила учителю-логопеду выявить уровень языковой эрудированности каждого ребёнка. Было отмечено, что некоторые дети, младше по возрасту, были лучше осведомлены в плане устного фольклорного материала, чем дети старшего возраста, в частности пяти- и шестиклассников. Именно они могли подсказывать правильные ответы своим товарищам.

Интеллектуальная игра завершилась самостоятельной работой участников: каждый из них получил полоску с  отпечатанным началом пословицы и должен был подобрать подходящий по смыслу конец пословицы (варианты были разложены на большом столе в библиотеке) и зачитать вслух ту пословицу, которая получилась.

Лучшие игроки были отмечены набранными за правильные ответы фишками.

А в тетрадь пословицы дети записывали только по желанию! Не все справились с заданиями, что было отмечено учителем-логопедом, которая в ходе игры объясняла смысл и мораль  пословиц, с которыми дети были не знакомы.

Сложности понимания выразительных средств русского языка, таких как пословицы и поговорки, составляют одну из главных проблем речевого развития воспитанников.

Но, вызвав живой интерес детей к языковому материалу и мудрости  наших русских предков, можно успешно продолжить работу по совершенствованию навыков выразительной, эмоциональной самостоятельной связной речи воспитанников, по развитию понимания прочитанного. Некоторые ребята сами изъявили желание сложить все(!) предложенные в ходе викторины пословицы на логопедическом занятии на следующий день.

Например, с заданием успешно после проведённой предварительной работы по развитию понимания пословиц и поговорок, справилась вновь поступившая  воспитанница Татьяна.

В логопедическом кабинете всю неделю (с 12 по 16 октября 2015 г.) работала выставка книг и сборников, дидактических игр по теме «Пословицы и поговорки – многовековая мудрость русского народа».

Победители интеллектуальной игры-викторины будут награждены грамотами на всеобщей линейке детского дома: Павел,  Леонид и Артём.

 

 

Автор: Elena. Запись опубликована в рубрике Методическая копилка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>