Зима — это, пожалуй, лучшее время для проведения исследовательской работы с детьми по теме «Свойства воды».А ведь это ещё так весело и увлекательно! Вот что у нас получилось!
Хухрина Ирина Валентиновна, воспитатель;
Наумова Ольга Юрьевна, учитель-логопед
Проект «Выросли грибочки на пенёчке».
Цель проекта: Развитие познавательно-исследовательских способностей старших дошкольников через экспериментирование.
Задачи проекта:
формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей
развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Типология проекта:
проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско — творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный –3 дня
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), воспитатель, учитель-логопед.
Методы и технологии реализации проекта:
- метод проекта;
- личностно-ориентированные технологии;
- познавательные занятия и игры-экспериментирования;
- беседы с детьми;
- продуктивные виды деятельности.
Основной этап
День первый
- 1-й этап. На основе ознакомления с первой частью смоделированной сказки «Двенадцать месяцев» вызвать у детей интерес и активизировать познавательную деятельность .На этом этапе происходит формулировка проблемы.
- 2-й этап. Дети выдвигают предположения о способах решения проблемы. Дети вместе с воспитателем Ириной Валентиновной и учителем-логопедом Ольгой Юрьевной заполняют разнообразные формочки воды и ставят их в холодильник , в морозилку . В процессе этих действий задаются вопросы: «Почему самое холодное место в холодильнике называется морозилкой?», «Как заморозить воду таким образом, чтобы получился лёд в форме шара, цилиндра, кубика, чашечки?» и т.п.
День второй.
- 1-й этап. Дети экспериментируют со свойствами воды и льды, сравнивают на вес, проверяя своё барическое чувство. Проверяют результат в процессе измерительной деятельности с помощью сосчитывания количества получившихся мерок.
- 2-й этап. Перед детьми ставится проблема заморозить воду так, чтобы получился грибок. Одна рабочая группа выбирает проект замораживания воды в большой, глубокой емкости. Другая рабочая группа выбирает проект замораживания воды в мелких ёмкостях.
День третий.
- 1-й этап. Совместно с воспитателем проводится практическая проверка выполненных проектов, формулируется итоговый общий вывод-на основе исследовательской деятельности детей, по решению поставленной в начале проекта проблемы.
- 2-й этап. Закрепление детьми знаний, полученных в ходе практической исследовательской деятельности, а так же проверка итогового вывода. Учитель-логопед Ольга Юрьевна читает вторую часть смоделированной сказки «Двенадцать месяцев». Рефлексия — сказка учит нас не капризничать, быть сдержанными в своих желаниях и находить выход даже из самых сложных и запутанных ситуаций!
Фигурки из льда «Чудесная заморозка»
Цель: формировать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
- побуждать к опытнической деятельности
- создать условия для расширения представлений детей о свойствах цепочки вода-лёд-вода
- развивать дивергентное мышление при выборе способа действия
- развивать тактильные восприятия
Ожидаемые результаты:
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
- Повышение теоретического и профессионального уровня через овладение метода проекта в работе с детьми.
- Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя способствует повышению эффективности коррекционно-образовательной работы, оптимизации организационных и содержательных аспектов деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.